Воскресенье, 22.12.2024, 16:13
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Начнем, благословясь!
ELISELДата: Воскресенье, 15.04.2018, 21:48 | Сообщение # 1
Просветлённый
Группа: Администраторы
Сообщений: 23092
Статус: Offline
Начнем, благословясь!



На Руси традиционно в первое воскресенье после Пасхи проходили народные гулянья на Красную горку. Этот обычай идет с тех времен, когда наши предки-славяне праздновали приход весны. Дни с 16 по 22 апреля считались русальей неделей, или Первыми Русалиями. Главная роль в обрядах этой поры отводилась женщинам.

Весна — пробуждение природы, время, когда девушкам пора ворожить на любовь, когда игрались веселые свадьбы. Так при чем здесь русалки? Дело в том, что образ русалки как полуженщины-полурыбы — расхожий стереотип современной культуры. Исконно славянское понятие «русалка» слилось с западным mermaid — морская дева, дочь морского царя. Как раз морская дева и изображалась в западных бестиариях в виде прекрасной женщины, у которой вместо ног — рыбий хвост. Славянские же русалки — мавки, навки — родственницы античных нимф, олицетворяющих стихийные силы природы: дриад (нимфы лесов и деревьев), наяд (нимфы источников). Кстати, вспомните Пушкина: «Русалка на ветвях сидит», Согласитесь, женщине, даже волшебнице, мудрено, да и незачем лезть на дерево, если у нее рыбий хвост! Александр Сергеевич, великий знаток древних сказаний, разумеется, имел в виду русалку-навку, славянскую дриаду.

Между прочим, само название «навка» происходит от слова Навь — потусторонний, подземный мир. Это мир вечности, мир предков, мир смерти — и в одновременно мир, в котором обитают стихийные духи, воплощение сил природы, Земли-матушки.

Славяне одушевляли природу. Ее почитание связано с почитанием древнейших богов — Рода и Рожаниц. Так что природные духи и усопшие предки — представители Рода — тесно связаны. Поэтому на Вторые Русалии, приходящиеся на начало лета (близко к христианской Троице) наши предки не только пели, хороводы водили и на любовь ворожили, но и усопших поминали, старались умилостивить, просили хранить род.

Женское начало

Первые Русалии — это череда дней, предшествующая Яриле Вешнему, праздновавшемуся 23 апреля, по новому стилю — 6 мая. В эти дни девушки ворожили, водили в лугах хороводы, справляли ляльник — чествование девы Ляли. Самая красивая девушка, увенчанная венком, садилась на дерновую скамью и играла роль Ляли, вокруг нее остальные девицы водили хоровод. По обе стороны от Ляли ставились приношения: хлеб, молоко, масло, сметана и яйца. Парням на такие действа ходу не было.

Ляля или Леля — собирательный образ, имеющий отношение к свадебной обрядности. С этим поименованием, надо сказать, изрядно напутали. Существует очень стойкое заблуждение, что Лель — славянский языческий бог любви. Между тем, Лель — искусственное божество, введенное писателями XVIII-XIX вв.

В народных свадебных песнях часто звучали припевы-выкрики: «Люли, лель, леле». Припевы эти литераторы ошибочно посчитали за призывание некоего могущественного Леля и решили, что Лель — славянский Амур. На самом же деле Ляля или Леля — своеобразный рефрен-заклинание в брачных песнях. А так как именно в пору Первых Русалий и последующей Красной горки происходили брачные сговоры и игрались свадьбы, то на это время и ляльник пришелся — девичий праздник призыва любви.

Тут же, близехонько (между Первыми Русалиями и Ярилой Вешним), и Красная горка — народный весенний праздник у восточных славян (по белорусски — Ярылавіца). С распространением христианства он был приурочен к первому воскресенью после Пасхи. Красная горка символизирует встречу парней и девушек. Ведь весна — это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка — это еще и первые весенние гуляния, которые проходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка.

Чудодейственная роспись

Вернемся к яйцам! Наши предки полагали, что поскольку яйцо — миниатюрная модель Вселенной, значит, нанося на него магические знаки и символы, можно влиять и на саму Вселенную. Так возник обычай делать «писанки».

К слову, существуют «писанки» и «крашенки» — и разница между ними существенная! «Крашенки» — вареные яйца, покрашенные в один цвет, обычно красный: они символизируют Солнце, поэтому, съедая такое яйцо, человек как бы соединяемся с Солнцем-богом. «Писанки» — это сырые яйца, расписанные магическими знаками. В еду такие яйца не употребляют. Для писания брались только оплодотворенные яйца, преимущественно куриные или гусиные. «Писанку», предназначенную для обрядовых целей, делали только из полных (не выдутых) яиц. Со временем содержимое яйца усыхает до маленького камешка, который, если потрясти такое яйцо, тарахтит внутри, словно погремушка. Кстати, именно так появились первые погремушки.

Содержание росписи «писанок» уходит в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится множество «писанок» - шедевров сокровенного женского ремесла. Держа в руках чистое яйцо, женщина создает свою Вселенную, уподобляясь Великой Матери Мира. Первую «писанку» хозяйка по обычаю расписывала для богов, вторую — для своего Рода, третью — для детей и мужа, а потом и для себя. «Писанки» в древности, кстати, не только к Пасхе, но к любому важному моменту жизни: к свадьбе, рождению ребенка, как оберег на дальнюю дорогу… Создание «писанки» было особым, и далеко не простым, ритуалом. Краски делали из коры разных деревьев, охры, глины, луковой шелухи, ольховых шишек, лепестков цветов. Вода для разведения таких красок должна была быть «немая» - ее полагалось брать до зари, молча, втайне; черпать следовало совсем новой посудой. Яйцо расписывалось сложным многослойным методом с помощью воска. Сначала окунали яйцо в желтую краску, «яблоньку» - ее готовили из коры дикой яблони. Яйца, окрашенные в желтый цвет, расписывали воском, защищая таким образом части орнамента, которые должны остаться желтыми, затем процесс продолжался уже в красной краске — и воском покрывались те части узора, что должны быть красными. И так далее - слой за слоем. Потом яйцо опускали в горячую воду или держали над свечей, или клали в теплую печь — чтобы воск расплавился. Ох, и кропотливое дело!

Пасха по-армянски

Затик в Армении празднуется, как и Пасха в России – каждый год в разные даты. Эта особенность объясняется тем, что праздник связан с лунным календарем. Пасха выпадает на первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, привычный период с 20 марта по 27 апреля. Для армян Затик не просто очередное застолье, на которое можно пригласить всех родственников, друзей или соседей. Главное в этот день - Священный обряд освещения деревьев. Это событие является не только главной отличительной особенностью армянского Затика, но и поводом для отмечания этого праздника в тишине и спокойствии. Освещение деревьев армяне проводят только в том случае, если у них есть частный дом с садом. Старшая женщина в доме проходит с зажженной свечой по саду. Те, кто знает об этом обычае, проводят некую параллель между названием праздника и древним божеством. Примечательно, что армяне очень тонко чувствуют грань между тем, когда нужно веселиться, а когда нужно проявить умиротворение и спокойствие. Любой скажет, что армяне могут превратить даже самый незначительный повод в праздник с национальной музыкой, танцами и столом полным яств. А вот армянская Пасха празднуется гораздо скромнее. Затик для армян - прежде всего, семейное событие. В родительский дом приезжают дети со большими семьями, даже дальние родственники ходят друг к другу с пасхальными корзинками, в которые кладут яйца, окрашенные в красный цвет, красное вино и фигурки аклатиз. Куклы Аклатиз – ритуальный дар, они украшены каменьями и луком, олицетворяют удачу в семье, благополучие, являются оберегом семейной пары от различных неудач и болезней. На праздничном столе в Пасху обязательно стоит плов, блюда из фасоли, красное домашнее вино… Перед тем, как начать трапезу, армяне обязательно молятся и только потом приступают к празднованию Затика. А вот куличей на традиционном армянском столе обычно нет, они не являются обязательным атрибутом Пасхи у армян.

Ульяна ЗЕЛОВА

Прикрепления: 1624230.jpg (23.6 Kb)


КАТАЛОГ НАСТРОЕК
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Твоя Йога Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов и статей iTotal.RU LightRay Каталог сайтов Bi0 Create a free website